Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Марий Эл

Войти через госуслуги

Профессиограмма

ПСИХОЛОГ

Дата публикации: 09.12.2016

Психология возникла на стыке медицины и философии еще в IV в. до н.э., однако, как самостоятельная наука она признана в XIX веке. Научная психология, как самостоятельная наука, сформировалась во второй половине XIX века и в течение XX века проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания. Практическая психология как сфера профессиональной деятельности начала формироваться в 60 г. XX века – в США, в 70-е гг. в Европе, в 80-е гг. – в Советском Союзе. Постепенно она стала признанной областью деятельностью.

"Психология" изучает процессы, происходящие в сознании человека, и в переводе с греческого означает "наука о душе" (psyche – душа, logos – понятие, учение).

В настоящее время эта профессия является одной из самых популярных. В современной психологии выделяют различные специализации: клиническая, юридическая, педагогическая, организационная, служебной деятельности и др.

Область деятельности психолога разнообразна: решение задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению,
а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам
и организациям.

Для того, чтобы работать психологом, необходимо получить высшее психологическое образование. В настоящее время при обучении
в образовательных организациях высшего образования по данной профессии чаще всего можно получить квалификацию "бакалавр психологии". При этом образовательные организации предлагают различные профили обучения, например, организационная психология, психология служебной деятельности и др.

 

Профессионально важные качества:

 

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngчуткость, способность к сопереживанию; 

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngстрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngсоциальный интеллект (умение понимать поведение других людей);

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngкоммуникативные и организаторские способности;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngвербальные способности;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngвысокая общая культура и эрудиция;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker.pngдоброжелательность, тактичность.

 

Медицинские ограничения:

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker2.png нервно-психические заболевания;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker2.png сердечно-сосудистые заболевания;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker2.png хронические инфекционные заболевания;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker2.png отклонения слухового и зрительного анализаторов;

http://omprofcenter.ru/images/professiogramma/marker2.png заболевания речеголосового аппарата. 

 

Содержание деятельности

Психолог в процессе профессиональной деятельности осуществляет диагностику, консультирование, коррекцию, профилактику, реабилитацию, экспертизу. Содержание профессиональной деятельности во многом определяет специальность, специализация и место работы.

Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

Клинический психолог выполняет следующие виды деятельности:

- диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов, составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций;

- оказание помощи в преодолении жизненных трудностей людям
с психическими и соматическими заболеваниями;

- исправление различных нарушений у людей, страдающих психическими или соматическими расстройствами (наркомания, алкоголизм, хроническая депрессия и др.);

- восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека после болезни;

- проведение психологического исследования в рамках судебной медико-социальной и медико-педагогической экспертизы, составление экспертного психологического заключения, предоставление клиентам обратной связи по ее результатам;

- распространение информации о роли психологических факторов
в поддержании и сохранении психологического и физического здоровья, разработка программ, направленных на гармоничное развитие, преодоление жизненных трудностей.

 

Содержание деятельности юридического психолога может включать:

- исследования преступного поведения, мотивов поведения, психического состояния и психофизиологических особенностей преступника, разработка мер профилактики преступности и др.;

- психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел и др.);

- осуществление профессионально-психологической подготовки (служебная и индивидуальная подготовка к особенностям профессиональной деятельности);

- сопровождение профессиональной деятельности специалистов, работающих в органах внутренних дел (отбор кадров, отслеживание социально-психологического климата, разрешение конфликтов, снижение боевых психологических травм, стрессовых расстройств и др.)

 

Педагогический психолог определяет готовность к школе, занимается вопросами адаптации в коллективе, выявляет трудности в обучении, развивает способности детей, выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации, оказывает помощь ребенку в трудной семейной ситуации, содействует в выборе сферы профессиональной деятельности, соответствующей состоянию здоровью, интересам, склонностям, способностям, личностным особенностям.

 

Основными видами деятельности организационного психолога являются: подбор и аттестация кадров, построение системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, адаптация в коллективе, обучение и развитие сотрудников, составление рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. 

 

Психология служебной деятельности – новое перспективное направление психологической практики. Специалисты этого профиля участвуют в предупреждении и устранении последствий социальной напряженности и конфликтов, техногенных и природных катастроф, а также ведут сложную работу по психологической поддержке работников правоохранительных органов, воинских подразделений, МЧС, пожарной безопасности, учащихся ведомственных образовательных организаций. Осуществляет профессиональный отбор кадров (в правоохранительные органы, на военную службу и др.), экспертизу организационных процессов
и социальных явлений; изучает психологический климат в коллективе, проводит работу по поддержанию психологически благоприятной атмосферы; оценивает и корректирует психоэмоциональное состояние человека; разрабатывает и реализует программы, направленные на развитие личности, специальных способностей и профессионально важных качеств,
а также восстановление работоспособности лиц, получивших психические травмы в экстремальных ситуациях; проводит психологические консультации и многое другое.

  

Профессиональная деятельность

Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, психологических лабораториях университетов и институтов, отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.

Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, силовых структурах, службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.

 

Карьера

Получив психологическое образование, существуют возможности построения как горизонтальной карьеры, предполагающей наработку профессионального мастерства, расширение спектра компетенций, так
и вертикальной – продвижение вверх по служебной лестнице. Развитие профессиональной карьеры психолога во многом определяет специализация. Так, педагог-психолог, осуществляя преподавательскую деятельность
в организациях общего, профессионального либо дополнительного образования, приобретая опыт, профессионализм, может подняться вверх
по служебной деятельности. Начиная профессиональную деятельность
с работы психологом в общеобразовательной организации, специалист может в дальнейшем занять должность преподавателя в профессиональной образовательной организации и далее в вузе. Продолжение обучения
в аспирантуре, защита кандидатской, а затем докторской диссертации открывают возможности стать деканом психологического факультета. При этом, следует отметить, что существуют многообразные траектории развития карьеры.

Организационный психолог, начиная свою профессиональную деятельность с должности специалиста, например, отдела обучения
и развития персонала, может подняться по служебной лестнице и занять должность начальника подразделения по работе с персоналом.

Приобретая опыт, психолог может заняться частной практикой, создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг.

Для каждого, кто хочет достичь вершин карьеры, следует знать, что для развития карьеры психолога очень важно постоянное повышение квалификации, развитие профессиональных и личностных компетенций.

я. Хорошая оперативная память. Хорошо развитая мелкая моторика рук. Аккуратность. Чистоплотность. Ответственность. Тактичность. Отзывчивость. Внимательность.