Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Марий Эл

Войти через госуслуги

Профессиограмма

Учитель

Дата публикации: 07.08.2015

Учитель

Общая характеристика профессиональной деятельности:

Учитель - это специалист в области образования, преподаватель в образовательной организации. Осуществляет обучение различным предметам по программам основного общего, среднего (полного) общего образования.

Встречающиеся названия профессии/квалификации

Учитель (наименование дисциплины - например, русский язык и литература)
Преподаватель в средней школе

Педагог

Средства труда (основные применяемые виды оборудования и технологий)

Используется средства организации традиционного урока, в том числе учебные и методические планы, учебные и методические пособия, книги, демонстрационные материалы, дидактический раздаточный материал, карты, схемы, макеты, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских, контрольно-учетная документация (журнал), теле – видео - аппаратура, персональные компьютеры и др.

Основные виды работ (трудовые действия):

·       осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета; 

·       способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; 

·       обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы; 

·       проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 

·       планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, 

·       разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей; 

·       организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности; 

·       обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов); 

·       оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч; текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности; 

·       соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся; 

·       осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); 

·       вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации; 

·       участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; 

·       обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; 

·       осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими); 

·       выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;

Необходимые знания:

·       приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

·       законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; 

·       Конвенцию о правах ребенка; 

·       основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; 

·       педагогику, психологию, возрастную физиологию; 

·       школьную гигиену; 

·       методику преподавания предмета; 

·       программы и учебники по преподаваемому предмету; 

·       методику воспитательной работы; 

·       требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов
и подсобных помещений к ним; 

·       средства обучения и их дидактические возможности; 

·       основы научной организации труда; 

·       нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей
и молодежи; 

·       теорию и методы управления образовательными системами; 

·       современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; 

·       методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; 

·       технологии диагностики причин конфликтных ситуаций,
их профилактики и разрешения; 

·       основы экологии, экономики, социологии; 

·       трудовое законодательство; 

·       основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 

·       правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Необходимые умения и навыки:

·       умение организовывать учебный процесс;

·       умение разрабатывать рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине, планы уроков;

·       умение обеспечить творческую активность и самостоятельность обучающихся;

·       умение применять современные педагогические технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся
и отражающих специфику предметной области;

·       умение оценивать эффективность обучения предмету (дисциплине) обучающихся, учитывая освоение ими знаний по предмету;

·       осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания;

·       осуществлять профессиональное самообразование.

 

Общие компетенции:

·       владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей
ее достижения;

·       использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования;

·       эффективно взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе;

·       использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

·       владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;

·       использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

·       уважительно и бережно относиться к историческому наследию
и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные
и культурные различия;

·       использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, владеть основами речевой профессиональной культуры;

·       использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

·       осознавать социальную значимость своей будущей профессии
и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

·       реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных организациях; 

·       применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

·       применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору будущей профессии;

·       использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

·       эффективно взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

·       организовывать сотрудничество обучающихся;

·       обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

·       в области культурно-просветительской деятельности:

·       разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. (ПК-8);

Требуемый уровень образования:

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки.

Условия труда:

Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ.

Дополнительные материалы по профессии/квалификации:

Важнейшей особенностью педагогической деятельности является
ее творческий характер. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая предрасположенность личности. Учителю необходимы такие качества как социальная зрелость и гражданская ответственность, высокоразвитые познавательные интересы, хорошие организаторские и, коммуникативные способности, и др.

Яндекс.Метрика