Профессиограмма
Учитель
Учитель
Общая характеристика профессиональной деятельности:
Учитель - это специалист в области образования, преподаватель в образовательной организации. Осуществляет обучение различным предметам по программам основного общего, среднего (полного) общего образования.
Встречающиеся названия профессии/квалификации
Учитель (наименование дисциплины - например, русский язык и литература)
Преподаватель в средней школе
Педагог
Средства труда (основные применяемые виды оборудования и технологий)
Используется средства организации традиционного урока, в том числе учебные и методические планы, учебные и методические пособия, книги, демонстрационные материалы, дидактический раздаточный материал, карты, схемы, макеты, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских, контрольно-учетная документация (журнал), теле – видео - аппаратура, персональные компьютеры и др.
Основные виды работ (трудовые действия):
· осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
· способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
· обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;
· проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
· планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации,
· разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
· организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
· обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
· оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч; текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
· соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
· осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
· вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации;
· участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
· обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
· осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
· выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
· приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
· законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
· Конвенцию о правах ребенка;
· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
· педагогику, психологию, возрастную физиологию;
· школьную гигиену;
· методику преподавания предмета;
· программы и учебники по преподаваемому предмету;
· методику воспитательной работы;
· требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов
и подсобных помещений к ним;
· средства обучения и их дидактические возможности;
· основы научной организации труда;
· нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей
и молодежи;
· теорию и методы управления образовательными системами;
· современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
· технологии диагностики причин конфликтных ситуаций,
их профилактики и разрешения;
· основы экологии, экономики, социологии;
· трудовое законодательство;
· основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
· правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
· умение организовывать учебный процесс;
· умение разрабатывать рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине, планы уроков;
· умение обеспечить творческую активность и самостоятельность обучающихся;
· умение применять современные педагогические технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся
и отражающих специфику предметной области;
· умение оценивать эффективность обучения предмету (дисциплине) обучающихся, учитывая освоение ими знаний по предмету;
· осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания;
· осуществлять профессиональное самообразование.
Общие компетенции:
· владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей
ее достижения;
· использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования;
· эффективно взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе;
· использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
· владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;
· использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· уважительно и бережно относиться к историческому наследию
и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные
и культурные различия;
· использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, владеть основами речевой профессиональной культуры;
· использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии
и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
· реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных организациях;
· применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
· применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору будущей профессии;
· использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
· эффективно взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
· организовывать сотрудничество обучающихся;
· обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
· в области культурно-просветительской деятельности:
· разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. (ПК-8);
Требуемый уровень образования:
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки.
Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ.
Дополнительные материалы по профессии/квалификации:
Важнейшей особенностью педагогической деятельности является
ее творческий характер. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая предрасположенность личности. Учителю необходимы такие качества как социальная зрелость и гражданская ответственность, высокоразвитые познавательные интересы, хорошие организаторские и, коммуникативные способности, и др.