Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Марий Эл

Войти через госуслуги

Профессиограмма

Официант

Дата публикации: 14.06.2011

ОФИЦИАНТ

Содержание и основные операции (действия)

Официанта обслуживает клиентов на предприятиях массового питания. Профессия требует неукоснительного соблюдения технологии обслуживания и строгого следования нормам профессиональной этики. Рабочая смена начинается с подготовки зала к приему посетителей. Официант получает посуду, приборы, столовое белье у метрдотеля или бригадира. Сервирует столы для обслуживания отдельных посетителей, официальных и неофициальных банкетов и приемов. Встречает и рассаживает посетителей в зале и знакомит с меню. По запросу клиента рассказывает о предлагаемых блюдах, подбирает винно-водочные изделия и прохладительные напитки. Принимает заказы у посетителей и передает их поварам. Получает заказанные блюда в буфете или на специальной раздаче. Расставляет на столе выбранные блюда и напитки. Обеспечивает удобство и комфорт посетителей: быстро и точно выполняет заказы, соблюдает правила и очередность подачи блюд и напитков. Официант производит расчеты с клиентами за сделанные ими заказы. После ухода посетителей убирает посуду со стола и заново сервирует стол. По окончанию работы сдает деньги, использованные столовое белье, посуду и приборы.

Условия и характер работы

Работает в специализированных помещениях, предназначенных для массового обслуживания посетителей. Работает в одиночку или в составе бригады. Может работать в одну или две смены, в дневное, вечернее и ночное время. Труд связан с умеренными физическими нагрузками. Неблагоприятный профессиональный фактор - большая часть рабочего времени официант проводит в движении, имеет большую нагрузку на ноги. Эмоциональную напряженность из-за многочисленных контактов с клиентами.

Знания

Правила и технику обслуживания посетителей, ассортимент, нормы выхода и цены на продукцию, виды сервировок столов, кулинарную характеристику блюд, напитков и требования к их оформлению и температуре подачи, правила и очередность подачи блюд и напитков, формы и документацию расчета с посетителями, устройство контрольно-кассовых аппаратов и правила их эксплуатации, виды и назначение посуды и приборов, правила техники безопасности, санитарии и гигиены.

Умения и навыки

Подготавливать зал для обслуживания отдельных посетителей, официальных и неофициальных приемов, сервировать стол, принимать заказ и получать продукцию в буфете, на раздаче и подавать их посетителям, подбирать винно-водочные изделия и прохладительные напитки к ним, производить расчет с посетителями.

Профессио¬нально-важные качества

Коммуникативные способности, тактичность и вежливость. Физическая выносливость, подвижная нервная система. Важно точно и быстро производить арифметические действия в уме, грамотно и четко выражать свои мысли. Владение навыками снятия эмоционального напряжения и разрешения конфликтов